5.4 C
Kyiv
Середа, 6 Листопада, 2024

Отар Иоселиани о кино, войне и грузинском акценте

Отар Иоселиани — режиссер всемирной славы и значения. Поэтому неудивительно, что его именем решили назвать один из зрительных залов огромного кинотеатра «Мультиплекс». Когда в октябре 2008 года я вошел в номер киевского отеля «Хайят», где маэстро давал очередное интервью, Иоселиани кричал вослед предыдущей журналистке: «Постойте! Вы не допили «Боржом»! Он очень полезен и, между прочим, запрещен в России. Его надо пить хотя бы поэтому».

– Кино — самый капиталоемкий вид искусства. Французский режиссер Крис Маркер гордился тем, что снимал фильмы «по цене шнурков от ботинок». А насколько дорого обходятся ваши фильмы?

– Они совсем недорогие. Самый дорогой фильм «In Vino Veritas!» стоил пять миллионов евро. Картина «Разбойники. Часть VII» — четыре миллиона. По европейским, а в особенности, по американским масштабам — это ерунда.

Фото – Sputnik Грузия

– Легко ли вам найти деньги на съемку фильмов?

– Очень трудно, но я этим, к счастью, не занимаюсь. Всегда находится продюсер, который в свою очередь находит деньги.

– Окупаются ли ваши картины?

– Ни в коем случае! Возможно, это произойдет лет через пятьдесят.

– После эмиграции во Францию в конце 80-х вы все свои фильмы снимаете только там?

– Нет. «Разбойников» я частично снял в Грузии. Также в 1994 году я сделал на родине большой документальный фильм «Грузия одна».

– Великий режиссер Бунюэль почти все свои картины снял в Мексике, потому что это дешевле. А где дешевле и практичнее с экономической точки зрения снимать вам?

– Тут очень уместен анекдот! Когда при СССР еврея стали выпускать из России, его спросили: «Куда вы хотите поехать?» и предложили глобус. Он вертел его и так и сяк, а потом говорит: «А другого у вас нет какого-нибудь глобуса?» Нигде снимать не дешево.

– В фильме «Разбойники» на улицах мирного города вдруг ни с того ни с сего появляются солдаты, танки, начинается перестрелка, а прохожие ничего этого не замечают. Если бы вам пришлось снимать фильм опять, то как бы вы переделали этот эпизод в связи с последними событиями в Грузии?

– Я бы его не переснял. Вы знаете, если бы я хотел поиздеваться над российской армией, то я бы снял, как они отвинчивают унитазы в квартирах и выносят матрацы, подушки, кладут все награбленное добро на танки и увозят черт знает куда! Я бы снял, как солдаты российской армии ходят по квартирам и говорят: «Ты смотри! — так они говорят. — Охуенные кровати! У них же подушки, бля, а мы, как бомжи, бля!» Я видел все это в документальном фильме, снятом российским офицером любительской камерой и проданном за пол-литра водки грузинскому журналисту.

– Некоторые грузинские артисты очень болезненно отреагировали на российскую агрессию и отменяют свои концерты и выступления в России, отказываются от премий, званий, орденов. Вы поступаете также?

– Мне сейчас неприлично ехать в Россию по какому бы то ни было поводу. А тем более — говорить там об искусстве. Всему есть свой предел. Небольшой проступок администрации РФ нарушил очень многое во взаимоотношениях грузинской и российской интеллигенции. И восстановить это невозможно уже никогда.

– Поссорились даже художники?

– Не поссорились. Но от нас никакого духовного багажа они уже не получат. Уже не будет никакого «На холмах Грузии лежит ночная мгла, шумит арагва подо мною». Никакая арагва ни для кого больше шуметь не будет! Это конченое дело и перевернутая страница.

– Не собираетесь ли вы в знак протеста отказаться от использования русского языка?

– Ни в коем случае. Это прекрасный язык! Он вбирает в себя весь мир. Например, вы знаете, что такое «шантрапа»? Это французское выражение, означающее «не пригоден к пению». Когда в Санкт-Петербург пару столетий назад приехал преподаватель бельканто, родители приводили к нему своих детей. Если французу голос нравился, он говорил «шантра» (певец), если нет — «шантра па» (не певец). С тех пор так и стали называть ни к чему не пригодных людей. Однако, власть предержащие на русском языке говорить не умеют: гавкают, лают, мычат.

– Символом молодого человека 70-х годов стал Гия из вашей картины «Жил певчий дрозд» — вечно спешащий и ничего не успевающий музыкант. А вот наше время, кажется, символизирует Серега Бодров из Балабановского «Брата». Вы с этим согласны?

– Я не видел этого фильма, и никаких символов никогда в жизни не употреблял.

– Насколько глубок конфликт между грузинами, осетинами и абхазами, и кто его виновник?

– Во всем виновата только российская администрация. Гагры, Сухуми, Новый Афон, Очамчире — это очень хорошие края. Там можно построить дачи, что и делает военно-промышленный комплекс в лице своих генералов и высших чинов. Им очень хочется иметь свою «Ривьеру», вот они ее себе и захватили. Ведь Грузия откололась от СССР, теперь хотя бы кусок им надо урвать. Между прочим, из этих стран уехало коренное население. В Абхазии проживало почти полмиллиона грузин, а абхазов в это время было около 70 тысяч. Теперь, как вы думаете, кто там сейчас живет? Но руины они восстановить не смогли, потому что не были уверены, нужно ли это делать. Ведь территориальная целостность Грузии была подписана российской администрацией, а теперь они в одностороннем порядке признали независимость территорий. Следующим шагом они раздавят местное население. Абхазов они уничтожат до конца.

– Ассимилируют?

– Нет. Именно уничтожат! Они останутся где-то на задворках, в меньшинстве. Абхазия — это просто жупел. Ее как таковой не существует: вся Грузия когда-то называлась Абхазским царством. Это Сталин искусственно выделил Абхазию. Даже нации такой нет — абхазы. Там живут абазги, которые пришли из-за Кавказского хребта. Их гостеприимно приняли, а Сталин назвал их абхазами. И мы все время жили спокойно, но надо же было всех передрать, поссорить, ввести войска! Кстати, украинских солдат было очень много при захвате Абхазии в 1991 году. Полным-полно было украинского хамья! Казахи еще были и чеченцы, которые играли в футбол человеческими головами. Они вспарывали животы женщинам, надевали на них покрышки и поджигали. Это была ужасная война. Даже не война, а уничтожение народа.

– Какая сейчас лучшая тактика для Грузии в условиях частичной оккупации и возможного повторного военного вторжения России?

– Для такой маленькой страны предвидеть какую-либо тактику очень сложно. Мне одинаково отвратительны и российские и американские войска. Ведь американцы ничего задаром не делают. Они если припрутся, то посеют безобразия, хамство и разврат. Навезут свои «Макдональды», «Кока-колу», виски и прочую дрянь, включая свойственные им безграмотность и наивность. А русская армия — просто сброд хамья! И какой у нас может быть выбор?

– Подставить по-христиански вторую щеку?

– Не надо! Подставишь вторую щеку — и по ней тут же шлепнут!

– Все ваши фильмы переводит на русский человек с легким грузинским акцентом…

– Это я сам и перевожу. Хороший грузинский акцент. Есть люди, которые говорят по-русски без акцента, но им сказать нечего. У меня акцент, но я зато знаю, что сказать.

– В переводах на английский и другие языки тоже есть грузинский акцент?

– Да, конечно.

Олег Шинкаренко 

для ИНФОЛАЙФа

ПО ТЕМІ

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

введіть свій коментар!
введіть тут своє ім'я

ОСТАННІ НОВИНИ

ПОДІЛИТИСЯ З ДРУЗЯМИ

ми у соцмережах

10,086Вентиляторитак