Команда европейских ученых пыталась понять, как размножаются клещи Oppiella nova — их популяция состоит только из самок. При этом у них по две копии каждой хромосомы, как у людей, то есть эти членистоногие — диплоидные. Клещи вообще не занимаются сексом, умудряясь при этом выживать шесть миллионов лет.
Исследователи даже предполагали, что в какой-то момент в популяции случайно появляется репродуктивный самец и привносит генетическое разнообразие. Но гипотеза оказалась ложной, — пишет НОЖ.
Обмен хромосомами и их смешивание во время зачатия создают множество генетических комбинаций, которые помогут виду выжить в трудные времена. Если изменится климат, начнется чума или появится новый хищник — все умрут, но несколько особей точно останутся. Они-то и продолжат род. Именно поэтому животные готовы платить за секс высокую цену: искать партнера, конкурировать за него, вынашивать потомство.
Поддерживать генную вариативность можно и без полового размножения. Например, существует эффект Мезельсона. Это процесс, во время которого две копии генетической информации организмов, размножающихся бесполым путем, накапливают отдельные мутации и эволюционируют совершенно независимо друг от друга.
Именно так и воспроизводят себя клещи Oppiella nova. Проще говоря, они создают свои клоны с небольшими отличиями. Эффект Мезельсона позволяет назвать диплоидных клещей асексуальным видом — животными без пола.
«Это может показаться простым. Но эффект Мезельсона до сих пор никогда не был убедительно продемонстрирован на животных», — заявила соавтор исследования Таня Швандер.
Напомним, в Японии начали продавать помидоры для лечения гипертонии.