Джаз как музыкальный жанр появился впервые в США. Несмотря на то что протоджаз стали играть еще в конце ХIX столетия, как отдельное культурное явление он сформировался в 1915 году. Тогда-то и возник известный всем термин.
Джаз медленно, но стремительно распространялся по всему миру. Что уж говорить, если первые украинские джаз-коллективы услышали наши предки в 20-ые годы ХХ века и связано это было, в первую очередь, с революцией, а соответственно, и с поиском новых культурных смыслов.
Добрался джаз и до Японии благодаря путешествием на остров американских и филиппинских исполнителей. Процветала джазовая сцена в районах Осаки и Кобе, где располагались танцевальные клубы. Например, в Осаке к 1924 году таких заведений было не менее 20-ти. Первым японским джаз-коллективом по праву считается Hatano Jazz Band, появившийся в 1912 году. Звездой новоиспеченной эстрады стал трубач Фумио Нанри. В 29-ом он играл с с Тедди Уэтерфордом в Шанхае, а в 34-ом гастролировал в США.
Ситуация кардинально поменялась с началом Второй мировой войны. Японское правительство признало джаз вражеской музыкой, как и многое другое, связанное с США. Например, в 1940-ом была запрещена песня Shortage Song, которую композитор Рёичи Хаттори написал для Rhythm Boys. В результате упомянутый коллектив распался год спустя.
Однако полностью запретить джаз не удалось. Японцы продолжали слушать прото-бипоп и свинг, именовавшиеся “легкой музыкой”. Для прохождения цензуры её наполняли патриотическими смыслами. С началом американской культурной экспансии в Японии после войны многие именитые джазмены стали возвращаться на остров. В 1948-ом на родину прибыл пианист Тошико Акиёси, сформировавший Cozy Quartet. Его заметил Хэмптон Хос, который проживал в Иокогаме вместе со своим военным оркестром, и решил помочь в “раскрутке”. Однако мировая известность пришла к Тошино после 1956-ого, когда он завершил в обучение в музыкальной школе Беркли в Бостоне.
Настоящая джазовая оттепель наступает в конце 50-ых. Наступает эра spiritual jazz. Приставка “spiritual” указывала на заимствование в джаз африканских ритуальных и японских традиционных мотивов. Не удивительно, что при написании композиций активно использовались этнические инструменты. Это можно с легкостью заметить, когда вслушиваешься в барабаны и духовые. Наиболее ярким представителем в этом поджанре является Tohru Aizawa Quartet.
Однако ключевыми для развития сцены являются 70-ые. Критик Теруто Соэдзима отмечает, что в этот год активно гастролируют и выступают барабанщик Масахико Тогаши, гитарист Масаюки Такаянаги, пианисты Йосуке Ямасита и Масахико Сато, саксофонист Каору Абе, басист Мотохаруто Иосиф, солист Cozy Quartet Садао Ватанабе, композиторы Рио Кавасаки, Теруо Накамура, Тору Окоши и Макото Озон.
Уильям Майнор в книге “Джазовые путешествия в Японию: Сердце внутри” цитирует Майкла Кускуна, одного из старейших джазовых продюсеров: “Япония почти в одиночку поддерживала бизнес джазовой звукозаписи в конце 1970-х годов”.
Каждый из японских джазменов 70-ых старался привнести в музыку нечто новое. Тошико Акиёси в Cozy Quartet прославился эклектичной игрой на фортепиано, трубачи Терумаси Хино, Тору Окоши и Шунзо Оно развивали пост-боп, саксофонист Садао Ватанабе разбавил мелодии саксофона бразильскими оттенками, а медитативные нотки проглядывали в творчестве клавишников Йосуке Ямашита и Масабуми Кикучи.
Интересная история произошла со Сосьимой Чруто, который редактировал журнал Jazz Critique. В 1977 году в Японию прибыл Художественный ансамбль Чикаго, представлявший из себя группу афроамериканцев, которые совместили джаз с борьбой черных за свои права. Они постоянно экспериментировали и таким образом силились доказать, что джаз может развиваться и прогрессировать исключительно как музыка темнокожих.
Члены художественного ансамбля Чикаго высоко оценили профессионализм японских музыкантов, но отметили, что их произведения являются лишь подражанием и не содержат никакой идеи, характерной для “черной” музыки. Кроме того, они утверждали, что японцы не прочувствовали 500 лет рабства, и поэтому не могли понять их культуру.
Сосьима Чруто разгневался и быстро выдал заметку, в которой обвинил Художественный ансамбль Чикаго в фашизме.
В дальнейшем японский джаз все больше углублялся в эксперименты. В обскурно-эмбиентное плавание в 80-ых годах пустился саксофонист Ясуаки Симидзу, выдав в 1982 году альбом “Какаси”.
Немало Симидзу работал над созданием саундтреков к фильмам. Он написал музыку для “Гавра” Джульетты Берто, “Мы – не одиноки” Йоджиро Такиты, фильмов Мицуо Янагимати, в том числе и “Кто есть Камю?”, а также для картины Питера Гринуэя “Книга-подушка”.
Чувствовалось также влияние на джаз синтезаторной музыки. Джун Фукамачи создавал космические ландшафты, чем-то напоминающие известные многим подросткам 90-ых мелодии консольных игр. Его альбом Quark можно считать вершиной творчества. В нем можно встретить всю ту эстетику, за которую мы и любим 80-ые.
В свою очередь исполнители Кадзуми Ватанабэ, Терумаса Хино, Кимико Касаи, Хитоми Тохьяма и другие старались сделать джаз более попсовым, привнеся в него элементы соула, фанка и женского вокала. Их творчество легкое, танцевальное и сексуальное.
В 90-ые с развитием рейв-сцены в Японии артисты начинают исследовать просторы нью-джаза, не редко забредая на территорию хауса. Отличительным представителем в этом направлении является Юкихиро Фукутоми. Его альбом Third, выпущенный в 1995 году, можно слушать как в клубе, так и дома. Здесь барабанные сэмплы сочетаются с завываниями саксофонами, минималистскими рисунками пианино и спокен-вордом вокалистки.
Можно отметить и влияние хип-хопа на японский джаз 90-ых. Что уж говорить, если сами Wu-Tang нарезали немало сэмплов из сборника джаза 70-ых, упомянутого выше. Иси Хидеяки, известный как Dj Krush, использовал в своих треках джазовые лупы, начиная с 1992 года. Его альбом “Zen” получил награду AIFM Awards в США как “Лучший электронный альбом года”.
С 2000-ого года начинается история современного японского джаза, который решил пересмотреть классику.
Rōnin Arkestra взяли все лучшее из японского джаза 60-70-ых и окропили их очень выверено электронными вставками. С ними долгое время активно сотрудничает битмейкер Sauce81. Сейчас они обретают популярность в Лос-Анджелесе.
Необычной для джаза парой является дуэт Шико Ито и Манабу Китады. В их музыке французский шансон на аккордеоне сочетается с виртуозной игрой на кларнете. Также при прослушивании можно заметить средневековые европейские и восточные мотивы.
Если же вы любители грувового фюжена, то вам, безусловно, понравится команда Nautilus. Название является данью уважения Бобу Джеймс. Именно фрагменты композиции Nautilus 1974 года не раз использовали хип-хоп исполнители в своих треках, те же A Tribe Called Quest. Продолжая традицию Боба Джеймса, Nautilus создают бодрую и танцевальную музыку.
Антон Визковский
для ИНФОЛАЙФа